Подражание в европейской монетной чеканке

Зинов Александр (Слепой Вилли)



1. Введение



Данная статья посвящена такому распространённому явлению в европейской чеканке, как подражание стилистике других монет или же полное их копирование. Регулярно просматривая российские и зарубежные аукционы, я не мог не заметить схожесть некоторых монет, причём в ряде случаев просто поразительную. Эти совпадения натолкнули меня на мысль изучить данное явление более подробно, в результате чего и появилась идея создать краткий обзор. Я не ставлю своей целью показать в нём все существующие подражания. Также я вполне допускаю, что некоторые элементы в оформлении монет были придуманы и реализованы резчиками независимо друг от друга. Поскольку доказать факт копирования спустя сотни лет уже невозможно, то каждый коллекционер сам определяет, насколько стоит доверять приведённым здесь доказательствам.

В данном обзоре рассматриваются монеты, начиная с античных времён и заканчивая 1800 годом. Перейдём к рассмотрению конкретных примеров.



2. АНТИЧНЫЕ МОНЕТЫ



Колесо - одно из самых гениальных и в то же время одно из самых простых изобретений человечества. Как принято считать, оно впервые появилось в 4 тысячелетии до н.э. в Месопотамии. Разумеется, древние греки с этим изобретением были хорошо знакомы и более того - колесо стало одним из наиболее популярных сюжетов на греческих монетах. Пожалуй, впервые его изображение встречается на серебряном тетроболе Афин, датируемом 525-518 гг до н.э. Поскольку Афины были могущественным городом с развитой торговлей, их монеты вскоре начали появляться во всём греческом мире и вызвали целый ряд подражаний. Причём конструкция "афинского" колеса копируется безо всяких изменений - 4 спицы, расположенные под прямым углом, каждая из которых раздваивается ближе к ободу. Эти заимствования характерны сразу для нескольких монет, начиная примерно с 480 года до н.э.


1.1. Аттика, Афины, тетробол 525-518 гг до н.э, 3.02 гр.

 

 

 


1.2. Беотия, Танагра, статер 479-457 гг до н.э, 12.38 гр.

 




1.3. Калабрия, Тарент, дидрахма 480-470 гг до н.э.

 




1.4. Сицилия, Сиракузы, обол 475-470 гг до н.э.



Уже вскоре в Афинах значительно выросла добыча серебра, что позволило начать чеканку крупных монет - тетрадрахм - в большом количестве. Это стало возможным благодаря богатейшему серебряному руднику возле города Лаврион, на котором без выходных работали сотни или даже тысячи рабов. Афинские тетрадрахмы 450-400 гг до н.э. превратились фактически в мировую валюту, обращаясь не только в Греции и Средиземноморье, но и проникнув дальше на восток. Поскольку эти монеты были хорошо узнаваемы, некоторые города начали копировать их целиком. На иллюстрациях представлены подлинная афинская тетрадрахма 435-425 гг до н.э. и античное подражание ей.

 


2.1. Аттика, Афины, тетрадрахма 435-425 гг до н.э, 17.19 гр.

 




2.2. Восточная имитация тетрадрахмы Афин, не позднее 404 года до н.э, 16.86 гр.



Впрочем, время было беспощадно даже к самым могущественным городам, в том числе и к Афинам. Государства возвышались и гибли, и уже вскоре на развалинах греческого мира Александр Македонский построил новую империю, которая раскинулась от Средиземного моря до Индии. Естественно, для такой огромной территории было отчеканено очень много монет, быстро ставших популярными благодаря стабильному весу и высокой пробе серебра. Об их популярности говорит хотя бы тот факт, что Александр умер в 323 году до н.э, а отдельные подражания продолжали выпускать даже на рубеже 3/2 вв до н.э, то есть спустя более чем 100 лет. Конечно, за эти годы стиль оригинала нередко искажался, но связь между монетами угадывается очень легко.

 


3.1. Александр Македонский, 336-323 гг до н.э. Тетрадрахма, 17.04 гр.

 




3.2. Тетрадрахма (16.61 гр). Неустановленный чекан Причерноморья или Фракии, рубеж 3/2 вв до н.э.



По легенде, город Сиракузы на Сицилии был основан жителями Коринфа в 735 году до н.э. Место для постройки было выбрано по указанию оракула и оказалось очень неудачным - это была болотистая топь со зловонными испарениями болот, смрадом и комарами, переносившими лихорадку. Тем не менее, греки не решились нарушить предсказание и выполнили его в точности. Так появился один из самых известных городов античности. Сейчас сложно сказать, насколько серьёзно граждане Сиракуз относились к этой легенде, но факт остаётся фактом - когда в 354 году до н.э. правивший городом Дион был убит и там воцарилась анархия, его жители обратились за помощью именно к Коринфу. Оттуда прислали талантливого политика Тимолеонта - человека, всего за несколько лет наведшего порядок. Ну а современные коллекционеры могут проследить эту историю по двум типам статеров, похожих как две капли воды. Статеры Коринфа отличаются наличием буквы Ϙ (коппа).

 


4.1. Коринфия, Коринф. 360-340 гг до н.э, статер

 

 

 


4.2. Сицилия, Сиракузы, около 330-300 гг до н.э. Статер, 6.76 гр.








3. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ СЕРЕБРЯНЫЕ МОНЕТЫ (до 1500 года)



После падения Рима монетное искусство почти на 1000 лет пришло в упадок. Монеты варваров обычно не имели никаких изображений или же только самые примитивные. Помимо общей деградации европейской культуры, проявить свой талант резчику мешал крохотный размер монет, которые редко были тяжелее 1 грамма (для сравнения - масса римских денариев в разные годы колебалась от 2,5 до 4 гр). Тем не менее, торговля по-прежнему существовала, поэтому средневековые денарии попадали в другие земли, а удачные идеи в их дизайне иногда копировались местными мастерами. Так, например, на французских и итальянских монетах нередко можно встретить стилизованную надпись в виде креста, состоящую из 4-х заглавных букв. На иллюстрациях представлены французский денарий IX века и 2 более поздних итальянских гроссо из разных городов (XII-XIV вв). Помимо схожей центральной надписи (KRLS, PISA, URBI), все они имеют легенду из одной строки, неизменно разделённую крестом. Форма этого креста практически одинакова.

 

 


5.1. Франция, Карл II Лысый, денарий 843-877 гг. В центре - аббревиатура KRLS (Karolus)

 




5.2. Италия, Пиза, гроссо 1194-1216 гг. 1.47 гр.

 

 


5.3. Папа римский Урбан V (1362-1370), болоньино романо, Болонья, 1.27 гр.



Со временем мелкие денарии и пфенниги перестали удовлетворять потребностям европейской торговли, поэтому возникла необходимость чеканить более крупные монеты. Одна из самых удачных попыток была предпринята во французском городе Тур. Новая монета получила название гро турнуа. По сравнению со стандартным денарием она имела гораздо больший вес (4,22 гр) и была приравнена к 12 денье, что нашло отражение в её сюжете - на реверсе мы можем увидеть ровно 12 декоративных лилий. Популярность гро турнуа вызвала появление многочисленных подражаний. Несмотря на некоторую авторскую доработку, все они содержат явные признаки копирования: на аверсе - обязательная легенда в 2 круга, разделённая крестами одинаковой формы, ещё один крест в центре композиции; на реверсе - легенда строго в 1 круг и неизменные 12 розеток, в которых лилии заменены где на листья, где на кресты.

 

 


6.1. Франция, Людовик IX Святой, гро турнуа 1266-1270 гг.

 

 


6.2. Папа римский Клемент VI, грош 1342-1352 гг.

 

 


6.3. Фландрия, Людовик (Луи) II Мальский, грош 1346-1384 гг.

 

 

 


6.4. Германия, Нассау-Идштейн, Вальрам IV (1370-1393), турноза, 3.04 гр.



Пражский грош, отчеканенный впервые около 1300 года в Богемии, тоже рассматривается рядом авторов как подражание гро турнуа. Тем не менее, он имеет заметные отличия от последнего: резчик штемпеля отказался не только от центрального креста и розеток, но и изобразил на монете льва. Возможно, после эпохи брактеатов это первый случай в средневековой чеканке, когда на монете появилось животное. Кроме того, автор данной статьи не может припомнить случаев изображения короны на других монетах, что позволяет считать сюжет пражского гроша в большей степени самостоятельным, чем заимствованным. А вот что точно не вызывает сомнений, так это его влияние на чеканку в Саксонии (т.н. мейсенские гроши). Несмотря на авторское переосмысление композиции и появление герба, одна из сторон монеты была скопирована практически без изменений.

 

 

7.1. Пражский грош, Вацлав II, 1300-1305 гг.

 

 

 


7.2. Саксония, мейсенский грош 1385-1440 гг, 2.85 гр.



Один из самых богатых и влиятельных итальянских городов - Венеция - тоже испытывал необходимость в новой, более крупной монете. Активная торговля с арабами, Византией и европейскими государствами приносила городу большую прибыль, а участие в 4-м крестовом походе озолотило республику. Напомню, что рыцари, желавшие отвоевать у мусульман Гроб Господень, не смогли собрать нужную сумму для аренды кораблей и в конце концов оказались не у стен Иерусалима, а захватили и разграбили Константинополь - столицу христианского государства. Это был сценарий, срежесированный Венецией и принёсший республике колоссальную добычу. Примерно в те же годы (ок. 1202) в Венеции начинают чеканить монету нового типа - грош, или матапан, которая со временем стала хорошо известна во многих странах. Стиль матапана копировался другими итальянскими городами, Сербией и крестоносцами Хиоса.

 

 


8.1. Венеция, дож Энрико Дандоло (1192-1205), матапан без даты, 2.19 гр. Легенда: S.M.VENETI +H.DANDOL DVX





8.2. Сербия, Стефан Урош II Милутин (1282-1321), грош без даты, 2.07 гр. Легенда: S STEFANV' VROSIVS REX

 

 


8.3. Остров Хиос, Мартин Заккария (1324-1329), матапан без даты, 2.06 гр. Легенда: M.Z.S.V.IMPATOR DVX - S.ISIDOR'.SV








4. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЗОЛОТЫЕ МОНЕТЫ (до 1600 года)



Наряду с крупными серебряными номиналами - грошами (слово "грош" происходит от латинского grossus - большой) - в европейских странах всё чаще можно было встретить и золотые монеты. Пожалуй, первым и самым копируемым типом стал флорентийский флорин. Впервые эта монета была выпущена во Флоренции в 1252 году и имела массу 3,537 грамма. Благодаря масштабной чеканке, активной торговле итальянцев со всей Европой и высокой пробе золота флорин вскоре получил признание во многих государствах. Это привело к появлению целого ряда подражаний, причём нередко отличия между ними минимальны и монеты с трудом поддаются определению. Аверс оригинала: городской герб - лилия, по кругу надпись +FLOR-ENTIA, реверс - фигура Иоанна Крестителя, +S:IOHA-NNES:B(aptista).

 

 


9.1. Италия, Флоренция, флорин без даты (1252-1303 гг). 3.50 гр.

 

 


9.2. Венгрия, Людовик I Великий, 1342-1382. Флорин без даты, 3.53 гр.

 

 


9.3. Германия, Любек, голдгульден (1341-1500)

 

 


9.4. Габсбурги, Альбрехт II Мудрый, 1330-1358 гг. Голдгульден без даты, Judenburg

 

 


9.5. Германия, Пфальц, голдгульден без даты (1354-1364)

 

 


9.6. Франция, княжество Оранж. Раймонд III/IV, 1335-1340/1340-1393. Флорин, 3.52 гр. R-DI-G-P-АVRА



Английские нобли не получили такой широкой известности, как флорины. Тем не менее, они некоторое время копировались в Нидерландах. Цель этого выпуска осталась для меня не вполне ясна - возможно, чеканка подражаний связана с тем, что именно в 1580-е годы голландцы вели ожесточённую войну с Испанией за свою независимость и официально предлагали английской королеве поддержать их.

 

 


10.1. Англия, Эдвард III, 1327-1377, нобль 1361-1369 гг, 7.72 грамма

 


10.2. Нидерланды, Горинхем, нобль 1583-1591 гг.

 


10.3. Нидерланды, Кампен, нобль без даты, 6.74 грамма



В Венгрии золотые дукаты начали выпускать примерно в 1325-1326 гг. Впрочем, как считается, золото там добывалось намного раньше, ещё с Х века. По легенде, местные охотники однажды поймали перепёлку, на лапках которой нашли крупинки золотого песка. Это послужило стимулом для поиска золота, примерно в то же время был основан посёлок Кремницбаня (более известный как Кремница). На венгерских дукатах изображается святой Владислав в полный рост. Впрочем, эту монету легко спутать с итальянским дукатом города Массерано (провинция Пьемонт). Судите сами -

 


11.1. Венгрия, Уласло II (1490-1516 гг), дукат 1515 года

 


11.2. Италия, Массерано, анонимный выпуск графов Фиески, 1492-1521 гг, дукат



В Нидерландах чеканка дукатов началась гораздо позже, чем в Италии, Англии или Венгрии - только в 1586 году. Уже упоминавшиеся в этой статье итальянские графы Фиески вслед за копированием венгерских монет обратили внимание и на голландские. На этот раз стиль изображения претерпел косметические изменения - из руки солдата исчез пучок стрел, меч заменили на скипетр, а на груди повесили цепь с державой. На большее резчику не хватило то ли желания, то ли воображения.

 


12.1. Голландия, дукат 1587, масса 3.48 гр.


12.2. Италия, Франческо Филиберто Ферреро Фиески (назовём его 4Ф :)), дукат 1584-1629 гг.








5. ТАЛЕРЫ И ГУЛЬДЕНЫ



Несмотря на появление в денежном обороте Европы грошей, со временем стала очевидна необходимость в ещё более крупных номиналах. Это объяснялось уменьшением пробы серебра в монетах и их постепенным обесцениванием, а также потребностями торговли. Действительно, представьте себе: чем проще было расплатиться за крупную сделку - сундучком с низкопробной мелочью, которая уже не всегда вызывала прежнее доверие и которую надо пересчитывать полчаса, или же 15-20 крупными монетами? Думаю, что ответ на этот вопрос очевиден. Новая веха в монетной чеканке началась в конце XV века, когда рост добычи серебра в Богемии и Тироле, а также совершенствование техники позволили выпустить большие красивые монеты - гульдинеры, через несколько десятилетий уступившие своё место талерам. Подробнее об истории появления и эволюции талера можно прочитать в соответствующей статье.

Одной из наиболее узнаваемых монет в Европе XVI века стал голландский левендаальдер, впервые отчеканенный в 1575 году. Этот талер был низкопробным (20,736 гр серебра при общем весе 27,648 гр) и выпускался сначала для внутреннего рынка, но уже вскоре стал использоваться исключительно для международной торговли. Как известно, их и сейчас немало находят в кладах на территории России, Белоруссии и Украины. Большой популярностью и доверием эти монеты пользовались у арабских купцов. А поскольку с восточными странами хотели торговать не только голландцы, то копирование левендаальдеров для нужд торговли приняло очень широкие масштабы. В разное время их выпускали в Эмдене, Бранденбурге, Инсбруке, Дании и Италии. Как можно увидеть на иллюстрациях, художественный стиль таких подражаний иногда отличался довольно значительно - от разницы всего в паре букв до полной переработки изображения.

 

 


13.1. Голландия, левендаальдер 1576 года

 


13.2. Италия, Корреджо (CORREGGIO), Camillo d'Austria (1597-1605), талер 1600 года

 


13.3. Италия, Массерано, талер без даты (1584-1629 гг)

 


13.4. Германия, город Эмден, талер без даты

 


13.5. Анхальт-Йевер, Карл Вильгельм фон Зербст (1667-1718). Талер = 40 стюверов 1676, Йевер

 



Ещё одной популярной монетой для торговли с Левантом (нынешние Сирия, Израиль, Ливан, Палестина и др.) стали гульдены. Поскольку большинство из них не датированы, то сейчас уже сложно установить, где и когда впервые был создан стиль этих монет. Вероятно, это тоже произошло в Нидерландах. Первые гульдены там начали чеканить ещё в 1601 году, вскоре после появления левендаальдера (1575). Существуют немецкие и итальянские подражания им.

 

 


14.1. Нидерланды, Кампен, гульден без даты (28 стюверов)

 


14.2. Германия, Эмден, гульден без даты, 1637-1657 гг

 


14.3. Италия, Модена, Франческо I Д'Эсте (1629-1658 гг), скудо. Эта монета была продана на [аукционе talers.ru] и находится в одной из частных российских коллекций.

 


14.4. Германия, княжество Ольденбург, Антон Гюнтер, 1603-1667 гг. Гульден без даты, монетный двор Йевер.



Вероятно, причиной широкого копирования голландских монет стали не только нужды торговли, но и относительная простота их стиля. Однако существуют и такие подражания талерам, которые выполнены на гораздо более высоком художественном уровне. Например, портретный талер эрцгерцога Максимилиана III Австрийского, магистра Тевтонского ордена, так понравился одному из итальянских графов, что тот заказал чеканку таких же, но уже со своим портретом. По причине редкости данных монет и отсутствия точных данных я не берусь утверждать, что именно итальянцы заимствовали идею у резчика из Тироля, а не наоборот. Однако большое количество итальянских подражаний самым разным европейским монетам косвенно подтверждает мою теорию. Впрочем, возможно, что никакого копирования и не было, просто резчик штемпеля после смерти Максимилиана (1618) перебрался в Италию и стал работать на нового заказчика. Кардинально менять созданный им дизайн талера мастер поленился, поэтому ограничился только портретом. В итоге мы можем увидеть 2 талера, которые довольно легко перепутать друг с другом - настолько они похожи.

 


15.1. Тевтонский орден, эрцгерцог Максимилиан III, талер 1615 года, Халл

 


15.2. Италия, герцогство Гвасталла, Ферранте II Гонзага (1575-1621). Талер 1620 года



Вполне вероятно, что работой одного мастера объясняется и другое удивительное совпадение. В 1623-1624 годах сразу несколько немецких земель выпускали талеры, отличить которые только по реверсу будет сложно даже для опытного коллекционера - он почти одинаков у всех монет! Детально прорисованный двуглавый орёл, неизменно расположенная на груди держава, нимбы над головами, одинаковое написание многих букв и цифр... Конечно, у каждого штемпеля есть свои отличия, но они настолько ничтожны, что я всё-таки склонен считать их работой одного автора. Скорее всего, история не сохранила его имени, но это был безусловно одарённый человек, талант которого восхищает даже спустя 400 лет.

 


16.1. Германия, Франкфурт, талер 1623 года

 


16.2. Германия, Вормс, талер 1624 года

 


16.3. Германия, графство Эрбах, талер 1623 года



В те же годы император Священной Римской империи Фердинанд II выпускал в Богемии талеры другого типа. Это хорошо известные многим коллекционерам монеты, на аверсе которых изображён сам Фердинанд в полный рост в доспехах, на реверсе - двуглавый орёл. Такая композиция аверса довольно нетипична, поскольку на талерах обычно используется погрудный портрет в профиль или вполоборота к зрителю, и поэтому хорошо запоминается. По всей видимости, смелость авторского замысла впечатлила и современника Фердинанда - Наполеона Спинолу, знатного генуэзского дворянина. Получив от императора право монетной чеканки, в 1647 году он заказал изготовление первой партии талеров (скудо). Поскольку они чеканились для относительно небольшой территории, где в денежном обороте находилось много других монет, выпуск был прекращён в том же году и возобновлён только в 1669 (на 1 год). Сюжет этой редчайшей монеты в основном повторяет сюжет богемских талеров, за исключением некоторых деталей: гораздо более качественно прорисованы доспехи графа, герб Богемии заменён на герб Ронко, а символы государственной власти - скипетр и держава - на трость и цветок. В целом же резчику удалось создать очень достойную авторскую копию, во многом превосходящую оригинал.

 

 


17.1. Фердинанд II, 1623, Йоахимсталь

 


17.2. Италия, Ронко-Скривия, Наполеон Спинола (1647-1672), скудо 1669


________________________________________





6. РОССИЙСКИЕ МОНЕТЫ XVIII ВЕКА



В то время как европейские государства с XIII-XV вв чеканили крупные и красивые монеты, основной денежной единицей России на протяжении нескольких столетий оставалась примитивная "чешуя". Начиная чеканить серебряные рубли, Пётр I, естественно, ориентировался на опыт Европы - об этом свидетельствует и стандартное для многих талеров изображение (портрет в профиль и орёл), и вес (28,44 гр), близкий к талерному. Однако выпускаемые им монеты в первые годы не были прямым подражанием чему-либо, и лишь в 1722 году с появлением рублей нового дизайна становится очевидно, что их стиль напрямую заимствован у французского экю. Как известно, в 1717 г. Пётр побывал с визитом во Франции. Это путешествие запомнилось современникам забавным эпизодом - во время приёма царь поднял на руки малолетнего французского короля Людовика XV (которому на тот момент было 7 лет) и произнёс: "В моих руках - вся Франция!" Разумеется, во время своего путешествия Пётр имел возможность познакомиться с местными монетами, которые, вероятно, и стали прообразом нового рубля (точнее - его реверса). В русском варианте креста, состоящего из букв L (Ludovic), эта буква была заменена на П (Пётр), лилии - на i, при этом написание легенды сохранено - и на рубле, и на экю в каждом из секторов находится по одному слову. 4 короны тоже остались на месте, однако из-за замены букв они стали венчать не её вершину (L), а оказались в довольно странном положении - снизу от буквы. Я предлагаю читателю самостоятельно сравнить обе монеты по приведённым иллюстрациям (на картинке 1/3 экю 1720, существуют и более старые монеты с таким крестом).

 



18.1. Франция, Людовик XV (1715-1774), 1/3 экю 1720

 


18.2. Пётр I, рубль 1722 года



Как известно, император Павел I считал своим кумиром короля Пруссии Фридриха Великого и пытался реформировать российскую армию по прусскому образцу. При этом нередко перегибал палку - доходило до того, что указами оговаривалась длина косички, которую должен носить офицер. А другим указом - время, когда в домах полагалось тушить огни. Впрочем, в контексте данного обзора нам интересно совсем другое, а именно прусская монета в 1/2 стювера 1772 года. Не берусь утверждать, что Павлу I доводилось её видеть, но и отрицать сходство с русской медью того периода бессмысленно: почти одинаковое написание цифр 1 и 7, увенчанный короной вензель императора и общая аскетичность стиля позволяют допустить, что эта прусская монетка знакома нам лучше, чем кажется на первый взгляд.

 


19.1. Пруссия, полстювера 1772


19.2. Павел I, две копейки 1799 года



Ну и напоследок - несложный нумизматический фокус. Возьмём реверс голландского дуката (в данном примере 1762 года), заменим текст на русский, уберём одну строчку ... и получим реверс редкого русского рубля Павла I, стоящего в несколько раз дороже!..

 

 



20.1. Дукат 1762, Голландия

 

 


20.2. Рубль 1797 года






7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Обобщая собранные в статье факты и предположения, я хотел бы выделить основные причины, которые на протяжении многих веков подталкивали людей к копированию монет. На мой взгляд, таких причин три. Первая и основная - это торговый обмен, который не только приносит выгоду участникам сделки, но и неизбежно сопровождается культурным обменом. Иностранные монеты попадают в другие земли и вызывают естественный интерес у людей, если их стиль необычен и содержит новые идеи, красивое изображение, оригинальную композицию, расположение легенды и т.д. А эти находки, в свою очередь, сознательно или подсознательно копируются и переносятся на собственные монеты. Если же попавшая в чужие земли монета хорошо узнаваема, высокопробна и вызывает доверие у большинства (тетрадрахмы Афин, Александра Македонского, гро турнуа, флорентийские флорины), то зачастую могли копироваться уже не отдельные элементы, а вся монета целиком. Эти подражания обычно имеют собственные отличительные признаки и не всегда получаются качественными (например, талер Эмдена, копирующий голландские "левки"), но это уже отдельный разговор.
Вторая причина, вызывающая появление подражаний - это влияние захватчиков или метрополии. В этом случае собственные монеты государства или отдельного города могут стать похожи на монеты другой державы, переняв их стиль. Например, такое влияние чётко прослеживается на статерах Коринфа и Сиракуз IV века до н.э, ведь во время смуты граждане Сиракуз призвали на помощь именно Коринф.
Ну и, наконец, нельзя недооценивать роль третьего фактора - работа одного и того же резчика над штемпелями разных монет. Безусловно, создать на металле красивое художественное изображение, причём пользуясь ограниченным набором инструментов, доступным в те времена - это признак огромного таланта мастера. В наши дни многие люди имеют возможность обучаться по 10-15 лет, использовать интернет, вживую и виртуально знакомиться с лучшими произведениями искусства, новыми технологиями, оборудованием и т.д, а в те времена резчик как правило был безграмотным простолюдином, а в античности - нередко даже рабом. Разумеется, что найти такой талант и раскрыть его удавалось нечасто, поэтому хороший мастер был редкостью. А значит, он довольно быстро становился известен и выполнял много заказов, в ряде случаев неизбежно копируя свои собственные находки. Это хорошо заметно по реверсу некоторых талеров 1623-1624 гг, представленных для сравнения выше.

В заключение своего обзора я хотел бы выразить благодарность тем читателям, которые смогли добраться до этих строк, пожелать им новых открытий в нумизматике и интересных новинок в коллекции.